МБОУ- ООШ № 10, ГДО «Капитошка»

Методический материал для воспитателей «Сказкотерапия».

 МБОУ – ООШ № 10, ГРУППА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ «КАПИТОШКА»

 

Воспитатель: Гудкова

Марина Владимировна

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В настоящее время, в условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. Даже если детский сад имеет в штате учителей-логопедов, задача коррекции недостатков в речевом развитии в большей степени ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников.

Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки.

Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Жизнь человека без них была бы лишена главного источника оптимизма и жизнелюбия - надежды и веры в чудо. . Сегодня ученые изучают педагогические, психические, медитативные свойства и возможности сказок. Никакие компьютерные забавы не смогут заменить сказку. Она может в увлекательной, одновременно доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненную ситуацию без вреда для собственной жизни ставит сказку в ряд самых эффективных способов образовательной работы с детьми.

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

В настоящее время я работаю с детьми первой младшей группы. И одним из ключевых направлений моей педагогической деятельности по развитию речи детей я выбрала «Сказкотерапию». При планировании работы в начале года я не только подбирала материал для образовательной деятельности: я изучила материалы отечественных специалистов в этой области, подбирала доступные данному возрасту формы, виды и методы работы не только с детьми, но и с родителями.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего дошкольного возраста.

Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки».

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и другими. Л.Д. Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов. Эту систему я внедряю в свою деятельность:

Первый этап включает в себя следующие виды работы:

1. Чтение сказки воспитателем;

2. Беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное переживание.

3. Речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками).

4. Развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям).

5. Арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

1. Беседа по содержанию сказки.

2. Инсценирование эпизодов или всей сказки.

3. Психогимнастика.

4. Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.

5. Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:

· формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

· развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

· совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

· развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

В начале учебного года, при знакомстве с моими детками и их родителями, я обратила внимание на то, что у моих детей не развита речь: они высказываются короткими предложениями или вообще отвечают отдельными словами. Родители не читают детям, не разговаривают с ними.  В век высоких технологий сказки сменили телефоны и компьютеры.  В начале года я провела анкетирование родителей и узнала, что малый процент родителей читают своим детям сказки. Поэтому решила восполнить этот пробел и ввести в жизнь детей сказки, то есть проводить сказкотерапию. В течении года мы читали сказки, обыгрывали их. Я стараюсь, чтобы дети добровольно принимали участие в этой деятельности. Поэтому важна мотивация участников, для этого я стараюсь найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию.

В играх с детьми я поощряю самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, я расспрашиваю детей о том, какие игры и упражнения им понравились и запомнились, роли каких сказочных героев ребенку хотелось бы исполнить повторно.

Между сеансами сказкотерапии я обращаю свое внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников.

Если у детей возникает утомление, то я прекращаю сказкотерапию и плавно переключаю внимание на другой вид деятельности: можно вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки героев, поиграть в кляксы.

О результатах говорить еще рано, так как учебный год продолжается, и работа не закончилась. Но подводя предварительные результаты я обратила внимание, что дети стали более раскованы, они могут высказывать свои мысли, словарный запас у них пополнился.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира я создаю необходимые условия для развития связной речи и обогащения его воображения.

 

Список литературы по теме:

1. Шорохова О.А. Играем в сказку. – ТЦ «Сфера», М., 2008.

2. Васькова О.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста». - СПб «Детство-Пресс», 2010.

3. Л. Короткова «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста». - ЦГЛ, М., 2004.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказко

5 марта 2022 в 06:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.