МБОУ- ООШ № 10, ГДО «Капитошка»
«Пожарная безопасность дома и детском саду»Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает какое это страшноебедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самоедорогое – человеческие жизни.
К сожалению,не только дети, а порой и взрослые имеют смутное представление о пожароопасныхсвойствах предметов, окружающих нас в жизни, и в большинстве случаев люди напожарах, особенно дети, гибнут не от высокой температуры, а от дыма,насыщенного ядовитыми продуктами сгорания. У детей отсутствует та защитнаяпсихологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым.Большинство из них понятия не имеют о том, что надо делать во время пожара,чтобы уцелеть. В таких случаях они обычно прячутся под кровати, в шкафах,укромных уголках комнат, не пытаются бежать и тогда, когда двери не закрытые.Отыскать детей в задымленных помещениях порой бывает нелегко. Примернокаждый восьмой пожар возникает от детской шалости с огнем, от их не умелого, неосторожного обращения с ним. В работе по обучению детейдошкольного возраста правилам пожарной безопасности необходимо отнестись совсей серьезностью. Если мы не обучим детей, начиная с дошкольного возраста,затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущиепожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдениеправил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным иестественным, как соблюдение санитарно-гигиенических норм. Помочь им в этомобязаны мы – взрослые. Поэтому необходимо детям разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении сэлектробытовыми и нагревательными приборами. Научитьдетей пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызвать пожарнуюпомощь. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, влесу правила пожарной безопасности. Преобладающим способомсообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок,рассматривание рисунков, плакатов на противопожарную тему. В возрастеот четырех до семи лет дети часто в своих разнообразных играх повторяютпоступки и действия взрослых, отображают их труд. Велика любознательность ребенка.Ему хочется, как можно скорее все узнать и испытать все самому. И, конечно, впервую очередь ребенка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления ипредметы. А что может быть интереснее огня, с которым в детстве он встречаетсяна каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь, горят дрова в печке – огонь, зажигаетсяв комнате свет – огонь. Нельзя быть уверенным в том, чторебенок, оставшись один в доме (или в квартире), не решиться поиграть скоробкой спичек, не захочет поджечь бумагу в игрушечной печке, незаинтересуется примусом или керосинкой, не попытается по примеру родителейвключить в электросеть плитку, чайник или другой электронагревательный прибор,не устроит костер, который он когда-то видел в лесу или в поле, и т.д. Это подтверждается анализомпожаров от детской шалости. При анализе причин рассмотренных пожаровнапрашивается вывод, что виноваты в них не дети, а взрослые люди, которыевместо того, чтобы спрятать спички, лишить ребенка возможности пользоватьсяими, часто превращают их а предмет игр и развлечений. Кому не приходилосьвидеть, как отец или мать, стремясь развлечь ребенка, дают ему поиграть соспичечными коробками, вместе с ним выкладывают из отдельных спичек различныефигурки, привлекают его внимание к шуму, который создается при встряхиваниикоробки, учат считать при помощи спичек, и иногда заставляют потушить пламязажженной спички. Во всем этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам,просят их, ищут, когда взрослых нет дома, а найдя, устраивают игры, опасные дляих жизни. Покаребенок не подрастет, спички, свечи, зажигалки, керосинки, электрическиечайники, утюги, плитки и т.д. следует убирать в такие места, откуда он несможет достать их.
Причемпрятать это нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрение, что названныепредметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх надзапретом. Особенное внимание следуетобратить на недопустимость оставления спичечных коробок в местах, доступных длядетей. Можно смело утверждать, что если бы взрослые надежно прятали спички, то75% пожаров от шалости детей с огнем вообще бы не было. Установлено, что дети очень частопроявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо другогозанятия, когда взрослые не интересуются их играми или когда малышампредоставлена полная свобода играть и заниматься чем угодно. Особенно опасно оставлять детейодних в закрытых помещениях, квартирах или комнатах. В случае пожара они немогут самостоятельно выйти из горящего помещения наружу, а оказать им помощьбывает затруднительно и порой даже невозможно из-за того, что поздно поступилисигналы о пожаре и не сразу были приняты меры по тушению огня. Кроме того, спасаясь отогня и дыма, дети обычно прячутся в шкафах, под кроватями, столами, в углахкомнат. Не понимая грозящей им опасности, они чаще всего остаются дома ине пытаются даже выбежать на улицу. Отыскать же детей в обстановке развившегосяпожара при высокой температуре и сильном задымлении – задача нелегкая. У детей, начиная с 4-7 летнеговозраста, необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем.Рассказывая ребенку, почему нельзя играть с огнем, нужно стремиться к тому,чтобы он осознал, что спички – не игрушка, а огонь – не забава, чтобы у негосложилось впечатление о пожаре, как о тяжелом бедствии людей. К беседе следуетхорошо подготовиться и провести ее в доступной для ребенка форме, так как иначерассказ может не вызвать у ребенка желательной реакции, а, наоборот, возбудитинтерес к огню. Известно, что маленькие дети значительно легче и глубже усваиваютзнания, приобретают те или иные навыки, если объяснения взрослогосопровождаются показом.
Немаловажноезначение для воспитания навыков острожного обращения с огнем имеет воспитание удетей, начиная с раннего возраста, любви к порядку, бережливости и труду.
Поступки и действиявзрослых также имеют большое воспитательное значение. На ребенка сильнее всегодействуют не слова и нравоучения, а примеры отца и матери. Уже этот факт, чтовзрослые всегда сами осторожны с огнем и не дают детям играть с ним, оказываетизвестное влияние на ребенка. Наоборот, если взрослые в присутствии ребенкабросают где угодно непотушенные папиросы и спички, пользуются для освещениязажженной бумагой, разжигают дрова в печке с применением керосина или бензина,то дети неминуемо будут этому подражать. Дома родители, а вдошкольном учреждении руководитель и воспитатели должны обеспечитьбезусловное соблюдение правил противопожарной безопасности всеми членами семьии сотрудниками детского сада, строго поддерживать противопожарный режим инезамедлительно устранять любые причины, которые могут привести к возникновениюпожара.
Любые игры с огнем должны немедленно пресекаться. Вовремя остановитьребенка, удержать его от шалости с огнем – долг не только родителей,воспитателей, но и всех граждан.
Основывоспитания детей закладываются в дошкольном возрасте. Наряду сдругими нравственными качествами семья, детский сад, школа воспитывают у детейбережливое отношение к личному имуществу граждан. Привитиедетям навыков осторожного обращения с огнем и безусловного выполнения правилпожарной безопасности составляют одну из сторон решения этой задачи. Приповседневном и настойчивом контроле со стороны взрослых эти навыки современем перейдут у детей в привычку, сохраняться на всю жизнь.
22 марта 2022 в 08:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.