МБОУ- ООШ № 10, ГДО «Капитошка»

Доклад «Развитие речи детей в разновозрастной группе посредством театрализованной деятельности»



Воспитатель: Гудкова М. В.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения, начинает свое развитие в дошкольном детстве. Путь, который родившийся ребенок проходит в свои первые годы жизни — уникален. Речь ребёнку нужна  для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: уже на этапе среднего дошкольного возраста он может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Цель работы педагога  ДОО в данном направлении — это становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

К сожалению, статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что все большое количество детей имеют проблемы в речевом развитии. Размышляя над вопросом о повышении уровня речевого развития детей, мы пришли к выводу, что одной из наиболее активных форм  в детском саду является театрализованная деятельность. 

И сегодня мы поговорим о том, как же влияет театрализованная деятельность на развитие речи детей в разновозрастной группе.

И  представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных  взаимодействий, а уровень освоения реальной позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.

Где же развивается общение ребенка, его коммуникативная компетентность? Конечно же в общении. Общение со сверстниками имеет свои специфические особенности, которые оказывают важное влияние на речевое развитие ребенка, которое не может быть восполнено в общении со взрослым. Так, для младших дошкольников характерно эмоционально-практическое взаимодействие, которое отличается повышенной эмоциональностью и склонностью к взаимному подражанию. В 4-5 лет отношение к сверстнику качественно меняется: существенно возрастает значимость сверстника как партнера по общению, возникает потребность в сотрудничестве с другими детьми и признании сверстников; другой ребенок становится средством самоутверждения и предметом сравнения с собой.

 Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гроссом  до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Одним из важных направлений для развития такой игры  является создание обогащенной развивающей предметно – пространственной среды, в том числе и в части создания условий для театрализованной деятельности.

Центр театрализованной деятельности в группе представлен различными видами театров: для детей младшего возраста – это прежде всего уголок ряжения,  настольный театр (игрушки), пальчиковый театр, шапочки для игр-драматизации, настольной и напольной ширмами; для детей среднего возраста - добавляется перчаточный театр (этюды на руках); настольный театр (театр на палочках, конусный). Конечно немаловажным является использование дополнительных атрибутов: музыкальных игрушек (инструментов), декораций для оформления мини-постановок ( например деревья, домики), магнитофон, наборы аудиозаписей, картотеки стихов, скороговорок, чистоговорок, присказок, потешек, антонимы, поговорок, считалочек и мирилок, театрализованных игр и этюдов).

Развитие речи детей  через театрализованную деятельность включает в себя несколько  возрастных этапов:
младший возраст- общение детей с помощью игр;
средний возраст- интонационная выразительность речи;
старший возраст- развитие связной речи, ее интонационной выразительности.

С детьми  младшей подгруппы свою работу начинаем со знакомства с потешками, мирилками, коротенькими сказками, здесь важна динамичность, яркие образы, которые привлекают детей.  Учимся имитации голосов животных, произношению  слов с различной интонацией, обращаем внимание на мимику (как дедушка плачет, как бабушка плачет). Дети прислушиваются к интонационной выразительности: герои говорят тихо-громко, удивленно, вопросительно, испуганно. Для детей этого возраста важны дополнительные атрибуты: они очень любят наряжаться, что придает образу неповторимость и выразительность.

В средней подгруппе учим детей сочетать движение и речь (особенно при проведении пальчиковых игр), закрепляем умение  произносить небольшие тексты с различной силой голоса и интонацией, дети стремятся к исполнению нескольких ролей, используем музыкальное сопровождение, что стимулирует детей к импровизации заданного образа.

Элементы театрализованной деятельности включаются как игровой приём в образовательную деятельность: например пришел Мишка с просьбой помочь построить большой и маленький домик для своих медвежат, как  игровые ситуации на прогулке,  чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему.

Вторая половина дня наиболее благоприятное время для включения детей в театрализованные игры: к концу среднего возраста дети могут разыгрывать маленькие мини-спектакли с привлечением малышей (пусть эта роль будет и без слов, но ребенок чувствует свою значимость: например ребенок-гриб). Систематическая работа способствует тому, что в театрализованных играх дети отражают сюжеты и из реальной жизни, и педагогу нужно тактично переключить ребенка на положительный образ, чтобы преодолеть страхи, закомплесованность.

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

 Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе.
         Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения:  активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи ,звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создает психологический  и эмоциональный комфорт.

Литература:

1. Кузеванова, О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.

2.  Поздеева, С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

4. Шорыгина, Т.А., Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации.- М..: ТЦ Сфера, 2014.-96 с.

5. Шиян, О.А. Современный детский сад: каким он должен быть.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-312 с.

26 апреля 2022 в 13:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.