МБОУ- ООШ № 10, ГДО «Капитошка»
Доклад «Организация сюжетно - ролевых игр в разновозрастной группе детского сада»Воспитатель: Гудкова М.В. Дошкольное детство считается самым важным периодом становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Игру называют «спутником детства» и для детей она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Органически соединяясь с трудом и обучением, они способствуют всестороннему развитию ребенка, обеспечивают наибольшие возможности для формирования дружного детского коллектива. Создание коллектива, в котором бы царило уважение детей друг к другу, проявлялась забота старших о младших, является одной из главных и наиболее сложных задач, стоящих перед воспитателем смешанной группы детского сада. Как показали наблюдения и практика, начинать его формирование следует, прежде всего, с организации дружного играющего коллектива детей, используя для этого совместные сюжетно-ролевые игры. Ведущие психологи и педагоги подчёркивают: там, где сама деятельность создает условия для объединения детей, взаимоотношения не только ярче проявляются, но и наилучшим образом формируются. Личные интересы и желания детей подчиняются общественным мотивам, коллективным интересам. В игре ребята учатся действовать сообща. Они вместе планируют предстоящую игру, обсуждают ее замысел, обдумывают ход развития, приходят к общим решениям. В процессе игры дети координируют свои действия с действиями партнеров, прислушиваются к их мнению. Организация игровой деятельности в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Главной проблемой является то, что основная методическая литература рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп. Но в организации игровой деятельности в разновозрастной группе есть преимущества, они заключаются в том, что младшие дети учатся играть у старших детей. В играх большие дети заботяться о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. Формируются правильные взаимоотношения в коллективе, заботливость, самостоятельности, интерес детей к совместным играм. Условием развития сюжетно-ролевых игр в разновозрастной группе является разработка и реализация комплекса мероприятий по обогащению представлений детей об окружающем мире. В начале учебного года, в ходе наблюдений за играми детей, которые возникали спонтанно, я отметила тот факт, что среди репертуара игр у мальчиков преобладали такие игры, как «в войну», с машинками, по сюжетам мультфильмов (человек-паук, трансформеры и др.), у девочек: дочки-матери, больница, магазин. Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных ими книг, просмотренных мультфильмов и т.д. Как правило, такой опыт реализовался в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала - сказки, рассказа, мультфильма. З ач а с ту ю и г р ы д е т е й ( о с о бе н н о ма л ьч и ко в ) с в од и л и с ь к малоупорядоченной двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связанным с сюжетом (например, игра в войну). Чем меньше возможностей для развития сюжета, тем больше в игре повторов, тем чаще проигрывался один и тот же эпизод. Дети порой настолько привыкали к стандартным играм со стандартными игрушками, что единодушно отвергали всякую попытку изменить или по-новому конкретизировать сюжет: «Ты неправильно играешь!», «Не так надо играть!». Некоторые играли в одиночку из-за трудностей в общении: это дети с выраженными дефектами речи, младшие по возрасту, малоактивные, замкнутые, плохо адаптирующиеся к условиям дошкольного учреждения. Они часто уединялись, неохотно отвечали на вопрос, во что они играют, прекращали игру и прятали игрушки, когда к ним подходили сверстники или воспитатель. Включенная в игру речь таких детей очень тихая, шепотная. Репертуар игр разнообразием не отличался. Инициатива по организации игры в основном принадлежала одним и тем же детям. Разделение детей в играх происходило по половому и возрастному принципу: мальчики играли с мальчиками, девочки с девочками, младшие дети играли с младшими, а старшие со старшими. Совместных игр было замечено мало. Для более успешной организации совместных игр я предложила общую игру для детей, т.е. старшие дети начинают играть, а младшие, наблюдая за процессом игры, присоединяются к ним. Я считаю, что общение во время совместной игры дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими, что оказывает огромное влияние на процесс развития и социализации в целом. В разновозрастной группе игры могут быть не менее интересными и содержательными, чем в группах одного возраста. Наоборот, общение детей разного возраста несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Однако необходимо думать о том, чтобы в процессе организации игр возникали и развивались правильные взаимоотношения детей разных возрастов. Если этому не уделять должного внимания, старшие дети могут недоброжелательно относиться к малышам, не считаться с их интересами и действиями. Дети не хотят принимать младших потому, что они мало знают и умеют, не могут быстро бегать, хорошо строить. Недоразумения и конфликтные ситуации могут возникнуть и тогда, когда старшие охотно приглашают малышей играть вместе, но не всегда могут соизмерять долю их участия в игре с имеющимися у них возможностями. Осуществляя педагогическое руководство играми детей в разновозрастной группе, организуя их жизнь, поступки и взаимоотношения, нужно исходить из того, что дети разного возраста находятся на разных уровнях овладения игровой деятельностью, у них разный опыт совместных игр и занятий. Организуя жизнь детей в разновозрастной группе, необходимо тщательно продумывать, кого и с кем лучше объединять, на какие положительные стороны в поведении детей опираться в игре, какие отрицательные влияния предупреждать. В процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре надо расширять впечатления о таких сторонах жизни, которые вызывают у ребят желание отражать их в своих играх, например, для того, чтобы познакомить детей с трудом шофёра, была проведена серия занятий по ознакомлению с этой профессией: Беседы на тему «Кто такой шофёр? », «Правила дорожного движения», а затем было проведено наблюдение за транспортом, проезжающим по дороге возле детского сада, и за машинами, стоящими на стоянке, был создан макет улицы, где дети познакомились что такое проезжая часть, пешеходный переход и т.д. Результатом явилось то, что игры стали носить более упорядоченный и продолжительный характер: они не только бездумно гоняли машины по группе, но и перевозили пассажиров, грузы, ремонтировали машины, мыли их и т. д. В ходе развития сюжета я давала совет, направленный на развитие игры. Такие советы обогащают содержание игры. В некоторых случаях была и участником игры, и выполняя ведущую роль. Выполнение ведущей роли давало возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением. Работая по теме, я разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста в разновозрастной группе, я изготовила картотеку сюжетно - ролевых игр. В процессе работы были оформлены игровые зоны «Поликлиника», «Супермаркет», «Салон красоты» и т.д., которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, дает ребенку возможность действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств. Однако бытующие в практике игры в «войну» нередко заканчиваются драками и, естественно, в таких играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполняются бесцельными действиями, дети размахивают палками, кричат, и все, как один, подражают друг другу. Бессодержательные игры в «военных» не несут в себе определенных педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто стремятся отвлечь внимание детей от военной тематики, прибегают к запрещению этих игр. Воспитывая у детей патриотические чувства, прежде всего формируются у дошкольников конкретные представления о герое-воине. нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Я знакомила детей с памятниками, которые увековечили подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники, установленные в нашем городе. Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей. Особое место уделяю отбору художественной литературы. Художественная литература позволяет дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознавал явления, которые наблюдал в жизни. Поэтому обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствует появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения интереса дошкольников. Под влиянием рассказов о воинах возникали игры детей. Сначала были организованы военно-спортивные игры, в которых дети отражали мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагалось выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполнялись на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль я брала на себя) следил за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т.д. Отмечалось лучшее исполнение роли, поощрялись достижения нерешительных детей. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствовало формированию у детей целеустремленности, настойчивости. Перед каждой игрой с детьми проводился разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Так как в таких играх принимали участие дети разного возраста, то важное значение имело согласование действий детей. Руководство взрослого в этих играх играло особую роль: мы передавали детям свой нравственный опыт, приобщали к социальной жизни взрослых. Общение с взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняли. С целью обучения детей устанавливать взаимоотношения и действия в процессе этих игр, развивать сюжет были разработаны схемы построения ролевого диалога. Проведенная работа позволила сделать следующий вывод: расширение и углубление знаний и представлений детей разновозрастной группы об окружающем мире повысили интерес детей к совместным играм, создали благоприятную почву для развития сюжета игр. Наблюдения за игровой деятельностью показали, что у детей возникла установка на придумывание новой интересной игры. Традиционные сюжеты, развертываемые детьми ранее, стали разнообразнее и сложнее, в них появились новые сюжетные линии. Дети стали переплетать, комбинировать события и роли, относящиеся к разным сюжетам. Участились моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривали очередное событие, а не обыгрывали его, намечая дальнейшее направление сюжета. Умение прислушаться к партнерам, соединять их замыслы со своими привело к уменьшению конфликтов в играх. Увлечение игрой детей разновозрастной группы вызвало новое отношение к занятиям и к разным видам труда. Стало заметным их особое прилежание, стремление ни в чем не отставать от товарищей, аккуратно выполнять данные поручения. Значительно увеличилось число совместных сюжетно-ролевых игр старших и младших детей, где малыши активно участвуют в ходе игрового взаимодействия, а старшие принимают их в игру. Наблюдая за играми детей, я подметила тот факт, что одной из самых любимых игр продолжает оставаться игра в «семью». Предметом детских чувств становятся взаимоотношения членов семьи. В процессе развития детей разновозрастной группы посредством сюжетноролевой игры я пришла к следующим выводам: 1. Основным условием формирования полноценной сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе является участие взрослого как партнера в совместной игровой деятельности детей, к которой одновременно привлекаются дети старшего и младшего дошкольного возраста. 2. Формированию сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе детского сада способствует использование взрослым структуры сюжета, позволяющей передавать детям старшего дошкольного возраста способы творческого развертывания игры и одновременно передавать младшим дошкольникам способы ролевого поведения. 3. Педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой дошкольников, в соответствии с выявленными условиями, эффективно влияет на развитие самостоятельной совместной игры детей как со сверстниками, так и в разновозрастных объединениях, а также обеспечивает активизацию межвозрастного общения. 4. Взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста, складывающееся вне специальных формирующих воздействий взрослого, недостаточно для полноценного развития игры у младших дошкольников. Таким образом, необходимо проведение специальной работы по организации сюжетно-ролевых игр в разновозрастной группе через обогащение детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. 20 июня 2022 в 08:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.