МБОУ- ООШ № 10, ГДО «Капитошка»
Новые технологии, формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике» Воспитатель : Гудкова М.В.Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей. Для этого мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. 1.Направление: «Популяризация чтения». Название технологии: «Буккроссинг». Краткое описание: Библиотека книг находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса в холле в литературном уголке детского сада. Любой родитель, ребенок, педагог берет понравившуюся книгу, а взамен оставляет свою для того, чтобы библиотека не пустела. Цель: Пропаганда чтения. Реализация: - оформление «Литературного уголка» в холле; - организация: выставки портретов детских писателей и поэтов, выставки к Дням рождения писателей,выставки книг, иллюстраций, плакатов к событийным датам, выставки книг-новинок; - организация вернисажей и биеннале; - проведение тематических литературных досугов, литературно-музыкальных вечеров «Литературная гостиная»; - подбор аудиокниг для прослушивания; - проведение экскурсии в библиотеку; - организация встречи с детскими писателями; - проведение квестов: «Поможем Буратино», «Куда спрятались страницы», «Незнайка в гостях у Коротышек»; Название технологии : «Досуговое чтение». Краткое описание: В организованном читательском уголке в группе вывешивается стенд со списком детей и названием книг, которые родители могут прочитать с детьми дома. Родители берут любую книгу, читают ее дома, а затем ставят отметку о прочтении на данном стенде. Цель: Возрождение традиций семейного чтения. Реализация: - подготовка родителями фотоотчетов «Читаем дома»; - создание творческих работ: «Любимая книга, прочитанная дома», «Мой любимый герой книги»; - организация выставки «Наша домашняя библиотека», выставки-конкурса «Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками»; - создание мини - библиотек в группах; - организация театральных постановок по прочитанным книгам; - проведение конкурса чтецов, КВН «Буриме», досуга с родителями «Синквейн»; - изготовление лэпбуков. Название технологии: «Книга года: выбирают дети». Краткое описание: Воспитатели получают определенный набор книг для чтения в группе. Создается детское жюри из числа воспитанников. Дети оценивают конкурсные книги по определенным критериям. Результаты направляются учредителям конкурса. Цель: Обучение детей критериальному оцениванию книг. Реализация: - оформление информационного стенда для родителей «Книга года: выбирают дети»; - создание «Почтового ящика» для написания отзыва о книге; - организация творческого конкурса: «Слово на обложку», «Какой иллюстрации не хватает», конкурса видеороликов «Моя любимая книга». Название технологии: «Буктрейлер». Краткое описание: Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель: Развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств. Реализация: - проведение литературной викторины; - участие в конкурсе «Страна Читалия»; - показ интегрированной НОД для родителей и педагогов; - проведение мастер-класса для родителей «Фильм, фильм, фильм»; - выпуск газеты совместно с родителями «Мультфильмы моего детства». Планируемый результат реализации направления «Популяризация чтения»: - расширение кругозора; - развитие воображения и памяти; - увеличение словарного запаса; 2. Направление: «Социализация». Название технологии: «Говорящие стены». Краткое описание: На стене в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. Цель: Усвоение, закрепление и расширение знаний. Реализация: - проведение «Утра улыбок»; - показ открытой интегрированной НОД для родителей и педагогов; - оформление «Говорящих стен» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада в целом; - введение билингвального обучения; - организация для родителей экскурсии по ДОУ «Детский сад – территория детства». Название технологии: «Социальные акции». Краткое описание: Дети принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость. Цель: Формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие гражданской позиции Реализация: - участие в сборе макулатуры; - проведение конкурса « Кормушка для птиц»; - выпуск стенгазеты к знаменательным датам; - возложение цветов к памятнику героя ВОВ; - поздравление ветеранов; - участие родителей и детей в субботниках; - проведение акции «Вылечим книги»; - организация трудового десанта «Помоги дворнику»; - участие в сборе батареек;
Название технологии: «Волонтерство». Краткое описание: Дети подготовительной группы получают от младших детей письма с определенными просьбами. Прочитав эти письма в группе, взрослые дети отправляются на помощь малышам. Цель: Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в разновозрастном коллективе Реализация: - создание эмблемы волонтеров; - проведение досуга «Посвящение в волонтеры»; - создание «Почтового ящика» для писем малышей; - работа волонтерского отряда по направлениям: конструирование, продуктивная деятельность, одевание и раздевание, помощь на физкультурном занятии, обучение малышей самообслуживанию, совместные игры в группе и на прогулке; - подготовка стенгазеты «Панорама добрых дел». Название технологии: «Клубный час». Краткое описание: Дети под незримым контролем взрослых свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях выбирают ту деятельность, которая им нравится. Цель: Формирование умения планировать свои действия и саморегулировать поведение. Реализация: - создание плакатов с правилами; - подготовка поощрительных фишек; - условных знаков для помещений по видам деятельности; - организация открытого показа для родителей; - проведение праздника в форме «Клубного часа»; - проведение «Клубного часа» силами родителей; - изготовление костюмов для тематических «Клубных часов». Названия технологии: «Утро улыбок». Краткое описание: Дети вместе с воспитателем собираются возле «говорящей стены», сидя на ковре или на подушках. Работа включает в себя три блока: блок эмоционального настроя, информационный блок и блок планирования на день. Цель: Развитие умения обмениваться знаниями и опытом, формирование мотивации к текущим занятиям, установление эмоционального контакта. Реализация: - проведение бесед, интервьюирования, рефлексии, экспресс-опросов; - подбор плакатов, тематических картинок; - проведение открытого показа для родителей. Название технологии: «Детский сад без обид». Краткое описание: Для установления игрового контакта, прояснения и выражения сильных эмоций, снятия чувства вины за своё поведение у каждого из детей есть своя игрушка. Дети приносят и хранят любимую игрушку в группе в специально отведенном месте. Цель: Создание условий для бесконфликтного общения и поиска выхода из конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу. Реализация: - пошив одежды для игрушки; - придумывание имени игрушки; - создание фоторепортажа о «жизни» игрушки дома; - написание писем для игрушки; - создание «Почты доверия: «Ларчик хороших слов и добрых пожеланий» ( для родителей); - проведение рефлексивного круга; - разыгрывание проблемной педагогической ситуации; Название технологии: «Элементы реджио-педагогики». Краткое описание: В группе организован центр, где хранится разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности детей. Цель: Развитие творческого мышления и умения самостоятельного выбора деятельности. Реализация: - организация самостоятельной деятельности в течение дня; - создание «Ателье полезных предметов»; - оформление «Уголка уединения»; - организация выставок самостоятельной продуктивной деятельности детей; - организация наблюдений на прогулке; - проведение бесед о предметах и явлениях. Планируемый результат реализации направления «Социализация». - развитие коммуникативных навыков; - возможность почувствовать себя полноценным членом общества; - развитие самостоятельности; - помощь в адаптации к школе.
3. Направление: «Здоровьесбережение». Название технологии: «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение». Краткое описание: В группе оформляется центр здоровья, где представлены материалы по данной теме. Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Реализация: - изготовление ковриков для босохождения; - подбор книг и иллюстраций о здоровом образе жизни; - оформление гербария лекарственных растений; - проведение спортивного Клубного воскресенья с родителями; - разработка буклетов для родителей по валеологии; - проведение процедур закаливания в группах; - применение способа закаливания «Кофе Кнейпа»; - организация прогулок-походов, спортивных праздников и досугов; - участие в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья»; - организация группового клуба «Здоровячок»; - использование ритмопластики, соляной лампы, фитотерапии, аромотерапии, песочной терапии, гелиотерапии в режиме дня; - знакомство с пирамидой питания; - пошив кукол-эмоций; - оформление «Сенсорной тропы»; - организация сюжетно-ролевых игр; - обучение детей оказанию первой медицинской помощи. Планируемый результат реализации направления «Здоровьесбережение». - укрепление здоровья и психоэмоционального состояния; - снижение заболеваемости; - формирование мотивации на здоровый образ жизни.
4.Направление «Познавательное развитие». Название технологии: «Ковры В.В.Воскобовича». Краткое описание: Ковер «Фиолетовый лес» и «Коврограф» вывешиваются в группах, кабинете психолога, в коридоре. Цель: Ознакомление с окружающим миром и развитие познавательных интересов. Реализация: - проведение индивидуальных и подгрупповых занятий специалистов; - проведение интегрированной НОД, открытых показов НОД для родителей и педагогов; - организация свободной деятельности детей; - использование в «Клубном часе»; - проведение мастер-класса для родителей; - изготовление дополнительных материалов для использования на ковре. Название технологии: «AVToys 3-D Конструктор». Краткое описание: Конструктор находится в специальном контейнере, разделенном на ячейки для деталей, каждая из которых имеет свое название. К конструктору прилагаются схемы сборки моделей. Цель: Пропедевтика формирования проектных умений и 3-D мышления на ступени ДО. Реализация: - организация индивидуальной и подгрупповой работы; - организация выставки готовых работ; - проведение мастер-класса для родителей на Дне открытых дверей; - проведение конкурса «Собери свой мир»; - создание конструкторского бюро в группе; - посещение интеллектуального досугового центра «Игры разума»; открытых уроков в школе. Название технологии: «Ноураша – цифровая лаборатория». Краткое описание: Передвижной стеллаж, включающий 8 сцен цифровой лаборатории, которые посвящены разным темам: свет, температура, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность. Цель: Формирование познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса. Реализация: - организация экспериментариума; - проведение НОД; - проведение КВН «Юные исследователи», досуга «Мир открытий». Название технологии: «Метеостанция ( элемент экологического воспитания)». Краткое описание: На уличной площадке располагается метеорологическое оборудование: флюгер, термометр, метеобудка, «ловец облаков», солнечные часы, линейка для измерения снежного покрова, термогигрометр, осадкомер, ветровой рукав. Цель: Организация систематического наблюдения за погодой, повышение экологической культуры и грамотности. Реализация: - посадка растений на участках; - создание отряда «Зеленый патруль» ; - конструирование из природного материала; - подбор дидактических игр о природе; - создание экологического уголка в группе; - сбор коллекций семян, камней, листьев; - оформление календаря экологических дат; - проведение досуга «Урожайная ярмарка», «День шарлоток и осенних угощений»; - труд и наблюдение в природе; - организация экспериментариума; - проведение экскурсий в природу; - оформление гербария растений; - подборка народных примет о погоде; - выращивание рассады в группе и озеленение участков; - непосредственная работа с метеостанцией: наблюдение за облаками, измерение температуры и т.д.; - ведение дневников наблюдения; - организация сюжетно-ролевых игры «Метеоролог», «Метеобюро»; Название технологии: «Мнемотехника». Краткое описание: Информация кодируется ( зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст. Цель: Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, речи, образного мышления. Реализация: - разработка мнемотаблиц, ассоциативных цепочек, мнемодорожек, мнемоквадратов; - проведение викторины по мнемотехнике; - подготовка заданий по мнемотехнике для родителей в сценарии праздника; - показ открытого занятия по развитию речи с использованием элементов мнемотехники; - размещение материалов по мнемотехнике на «Говорящих стенах»; - проведение досугов «Реши кроссворды», «Найди ошибки у художника», «Отгадай загадку и назови героя», « Может быть – не может быть».
Итерактивная инфография в ДОУ : новый тренд в мнемотехнике. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по – разному: Воробьёва В.К. называет эту методику сенсорно- графическими схемами, Ткаченко Т.А.- предметно – схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большёва Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Что же такое инфографика? Инфографика или, по -другому, визуализация данных - относительно новая технология подачи информации в виде визуальных образов. Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90% информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации. Инфографика объединяет визуальные элементы и тексты. Основная цель инфографики – информирование. Существуют: статичная или печатная инфографика – содержащая один слайд без анимированных элементов; динамичная инфографика – это небольшое видео, в котором представлены картинки, видео и текст. Интерактивная инфографика – представлена в виде картинки, анимации или видео, а также переходов на дополнительные сведения (она позволяет изменять данные, отображаемые в графической форме). Использование этого метода в ДОУ помогает организовать интересную непосредственно образовательную деятельность, а также повышает уровень мотивации дошкольников к выполнения конкретных учебных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала. Использование наглядности в педагогическом процессе ДОУ способствует обогащению и расширению чувственного опыта детей, структурирует их представления и формирует любознательность. Принцип наглядности непосредственно влияет на результативность и оптимизацию педагогической деятельности, поэтому актуально использование инфографики в ДОУ. Как преподнести материал детям в виде интерактивной инфографики? В настоящее время есть много программ (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании: · PowerPoint · ActivInspire · am · com · com · de Самая востребованная техника инфографики - мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и ее воспроизведение путём образования ассоциаций. В ДОУ педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развитию связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) мы с помощью знакомой программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно. Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению. Дети даже не замечают времени на таких занятиях, потому что педагогический процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры. Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания.
Планируемые результаты реализации направления «Познавательное развитие». - развитие интересов и любознательности; - формирование познавательных действий; - развитие творческой активности; - развитие познавательной мотивации. Заключительная часть: Подводя итог можно с уверенность сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие. Список литературы: · Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года). · «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. · В.В.Гербова «Развитие речи» -МОЗАИКА СИНТЕЗ. · Методические рекомендации «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда»/ В.В.Воскобович. · https://www.knigadeti.ru /Книга года: выбирают дети. 6 июля 2022 в 09:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.